Док.№ 66
Киев, ЦК КП(б)У
Тов.Хрущеву Хрущеву Н.
По вопросам воссоединения униатской церкви с православной
Проводя работу по воссоединению греко-католической церкви с православной мы встречаем противодействие униатских священников.
По имеющимся данным в НКГБ было установлено, что наиболее активно себя проявляют, как ревностные униаты, священники Золочевского деканата, Львовской области.
В процессе выявления их антисоветской деятельности было установлено, что настоятель монастыря ордена василианов города Золочева Федорик Иосиф Романович и Фитье Степан Андреевич пытаются создать нелегальную организацию из униатских священников для борьбы против инициативной группы по воссоединению униатской церкви с православной, подготовляли совещание священников, на котором должен присутствовать руководитель инициативной группы Костельник с тем ,чтобы сорвать проводимые мероприятия по воссоединению, и для этой цели заготовили воззвание и листовки антисоветского характера.
На основании вышеуказанных данных и ранее известных материалов о антисоветско-националистической деятельности игумена Федорика и священника Фитье, 5 сентября с. г. органами НКГБ арестованы:
1.Фитье Степан Андреевич, 1889 года рождения, уроженец села Дубровка Львовской области, украинец, образование высшее, служил священником униатской церкви в селе Плугово Золочевского района Львовской области, где и проживал.
2.Федорик Иосиф Романович, 1897 года рождения, уроженец города Ярослав (Польша), украинец, образование высшее богословское, является игуменом монастыря в городе Золочеве, где и проживал.
Фитье в период немецкой оккупации, используя церковь как трибуну для агитации, выступал с проповедями восхвалял Гитлера и Бандеру , принося им благодарность за “освобождение от большевиков”. Призывал население бороться за создание “самостийной” Украины. До ареста активно выступал против воссоединения униатской церкви с православной.
Во время ареста у Фитье был обнаружен документ, адресованный Уполномоченному по делам русской православной церкви при СНК УССР Ходченко следующего содержания:
“Заява греко-католицьких священиків Золочівського деканату Львівської області з питания трагічного стану греко-католицької церкви в західних українських землях ([літо]) 1945 р
ЗАЯВЛЕНИЕ
греко-католических священников Золочевского деканата Львовской области по вопросу трагического положения греко-католической церкви в западных украинских землях
Греко-католические священники Золочевского деканата Львовской области, собравшиеся по разрешению государственных властей на конференцию в городе Золочеве объявляют свое отношение к инициативной группе по воссоединению греко-католической церкви с православной, которая находится в городе Львове, руководимая доктором Костелъником и другими, единодушно заявляют следующее:
Акция, начатая вышеуказанной инициативной группой и поддерживаемая государственными властями Советского Союза, которая ведет к полной ликвидации греко-католической церкви в Западной Украине, является:
1.Большой ложью для нескольких миллионов верующих греко-католиков, потому что отбирает у них самое дорогое – веру, без которой вся жизнь теряет для них цену.
2.Акция идет в противовес Конституции и международному уставу Объединенных наций, которые гарантируют всем свободу совести и религиозного убеждения.
3. Акция, является вредной для Советского Союза, ибо наносит раны миллионам верующих в их наисвятейших чувствах, а это значит измена верующим не только со стороны инициаторов этой акции, но и власти, которая покровительствует акции, а не лучше было бы для власти иметь удовлетворенных граждан, нежели недовольных. Кроме этого, акция компрометирует Советский Союз, как в глазах граждан, а также и перед Объединенными нациями ибо видно, что в Советском Союзе не выполняются Советская Конституция и международный устав, касающиеся веры.
4. Акция эта нецелесообразна, ибо наказывает всех верующих людей за чужие политические правдивые и неправдивые действия, отбирая у них свободу, веру и дает возможность единицам, которые может быть действительно провинились перед государственной властью укрепить свою вину переходом в православие, делая это от страха.
5. Акция – это большая ошибка, осужденная свыше в большой мере на неудачу.
А поэтому мы – священники, как и большинство верующих, убежденные в правдивости своей веры и потому что нам не разрешено отступить от своего спасения и своей веры, никто не может думать об отступлении от своей совести и веры. Это было бы самым страшным насилием над нашими Душами, хуже чем физическая смерть. Мы глубоко убеждены что существует только одна Христова церковь и она основана на Петровой скале. Эта церковь – католическая церковь, которой управляет наместник святого апостола Петра в Риме. Он ею руководит в делах веры и обычаев (но не земными политическими делами). К этой церкви мы принадлежим и к ней принадлежал когда-то весь восток. Эта церковь одновременно является правдивой православной в полном смысле этого слова, как это доказывают православные церковные книги, которые до последнего времени называют римских пап “руководителями православной церкви Христовой”. (Такие слова читаем, например, в православной минеи). Такая есть наша вера и мы убеждены, что в основном наши верные в преобладающем большинстве от этой веры не отойдут, хотя бы все наши церкви были закрыты; а все священники отстранены от душпастырства, но мы таких репрессий не ожидаем со стороны Советской власти.
По этим причинам мы не можем признать инициативную группу, возглавляемую доктором Костелъником и другими за нашу церковную власть и ей подчиниться.
Этим нашим заявлением мы не хотим выступать против Советской власти, но при случае заявляем о своей полной лояльности и благодарности за спасение нас от гнета гитлеровской Германии.
Заявляем нашу благодарность за воссоединение всех украинских земель. Мы своей верой никогда плохого никому не делали и тем более государству. Из учения веры мы хотим отдать божье – Богу, а кесарево – Кесарю, то-есть повиноваться государственной власти во всех земных делах, которые не против божьим заповедям и это делаем не из-за страха, а по совести.
Если бы было актуальное дело в вопросах переговоров об искреннем воссоединении церквей в духе христовой заповеди, чтобы было одно стадо и один пастырь, то для нас, греко-католиков, единственным авторитетом в этом деле и властью являются наши епископы, которые стоят в связи с апостольским римским престолом. Они одинаково имеют право во имя нашей церкви вступать в переговоры. Но это должно было бы быть совершенно свободно и по личному желанию.
Поэтому мы просим возвратить свободу нашим епископам и нашей церкви, чтобы мы могли свободно признавать нашу веру в своей церкви. Просим, согласно Конституции Советского Союза и международному уставу Объединенных наций. Это желают также наши братья и сыны греко-католики, которые боролись в рядах доблестной Красной Армии за счастье, свободу и другие общие идеи советских народов.
10. Мы убеждены, что инициаторы этой несчастной акции против греко-католической церкви в большинстве люди из церковных кругов ввели в заблуждение государственную власть, но мы надеемся, что государственная власть всесторонне обдумает это дело, исправит эту ошибку и возвратит свободу греко-католической церкви. Это будет справедливое и умное решение, которое даст душевное спокойствие взволнованным верным и будет благодарность верующих греко-католической церкви Советскому Союзу”.
После изъятия этого документа арестованный Фитье заявил, что ему это заявление было передано от игумена монастыря василианов в городе Золочеве Федорика Иосифа Романовича для того, чтобы прочесть и дать свое согласие издать такой документ в момент, когда будет в Золочевском деканате происходить совещание священников по вопросу воссоединения и на котором будет присутствовать Костельник.
Во время обыска на чердаке в монастыре под крышей найдено воззвание, написанное от руки в трех экземплярах следующего содержания:
Будьте стойкими в вере
Понравилось Богу допустить преследование нашей греко-католической церкви, это есть не несчастье, а великая честь и любовь к нам. Видно, что Бог приготовляет нас к великому делу и поэтому хочет испытать нашу веру, Теперь будет видна духовная ценность каждого из нас и всех вместе и каждого в отдельности. Теперь отпадет кукель от зерна.
Как всем известно наши епископы заключены, как и многие другие священники. Насильно вводится так называемое православие, будут присылать священников-отступников или же иноверцев, будут уговаривать а может быть и насиловать к переходу в схизм, хотят у нас отобрать веру – наше наибольшее добро, без которого наша жизнь теряет всякую цену и таким образом творят над нашими душами насилие, что является для верующих хуже смерти.
Но напрасны их усилия. До сих пор пока в наших сердцах не угасла вера и любовь к своей католической церкви, церковь будет существовать в наших душах, хотя бы все наши божьи дома были закрыты, а все священники отстранены. Никто нашей веры у нас из сердца не вырвет, если мы сами не согласимся на это. Священников-отступников не слушайте, в их церковь не ходите, чтобы самим не стать их греха. Знайте, что все священнодеяния оторвавшихся священников являются святокрадскими. Помните, кто отрекается от церкви, тот отрекается от бога и этим самым не может быть спасенным.
Одна только церковь христова и это церковь католическая… Она находится в руках петровых наместников в Риме. Кто не признает этой власти, тот против самого Христа, тот не христианин.
За эту правду мы должны быть готовы не только к преследованиям и терпению, а даже и отдать жизнь.
Не бойтесь тех, кто убивает тело, но душу они не могут убыть.
Помните, что лучше умереть честно и славно, как мученикам за веру, чем в греху с позором жить и навеки душу свою погубить.
Это испытание недолгое, от нашей выдержанности зависит наша победа. Если мы выдержим это испытание, то будем способны на великие дела возвращения востока. Если только даже небольшая часть верующих удержит веру, то будут спасены наша церковь и наш народ: “немного кваса все тесто заквасит”. Правда должна победить. Наше терпение даром не пройдет. Оно станет моральным капиталом, духовным сокровищем, из которого будут черпать будущие поколения.
Судьба народов в руках божьих и их судьба от бога зависит, поэтому не надейтесь на князя человеческого, бог не забыл о нас, от него придет спасение. Не даст бог насильно принудить нас. Недалек уж тот час, когда мир опомнится и возвратится к богу, тогда настанет согласие и справедливость между народами. Приближается время, когда будет одно стадо и один пастырь. И это будет правдивое христово соединение и это будет сделано рукой божьей, а не человеческой путем насилия. Это письмо все переписывайте по несколько раз и передавайте из рук в руки, из города в город , чтобы оно обошло весь край. И это будет лучшим доказательством веры и любви к Христу и его церкви.
‘Христос наша сила и наша победа, с нами Бог”.
июль 1945 года.
Как видно из воззвания Федорик вел организованную работу против воссоединения униатской церкви с православной, объединял вокруг себя католиков-фанатиков для борьбы против воссоединения и больше того ставил вопрос воссоединения не униатской церкви с православной, а пытался начать работу по воссоединению православной церкви с униатами и папой римским, о чем он пишет в вышеуказанном воззвании.
ЛОДА. – Ф. 3. – Оп. 1. – Спр. 212. – Арк. 91-94. Ориг., маш.
Схожі публікації
Анонси
Категорії публікацій
- Анонси (1)
- Капеланство (79)
- Лицарі Колумба (1)
- Милосердний самарянин (72)
- Молодь Чарнецького (37)
- Новини (506)
- Офіційно (265)
- Прохання про молитву (91)
- Розклад богослужень (1)
- Статті (403)
- Антивірус (44)
- Для дітей (9)
- Життя у Христі (25)
- Інтерв'ю (34)
- Історія УГКЦ (7)
- Оповідання (20)
- Проповіді і духовні науки (84)
- Релігієзнавство (39)
- Роздуми (51)
- Церковні свята (61)
Залишити відповідь